Необходимость развития НРУ ИФ подразумевает внесение
в процедуры и методическую часть рейтинга изрядной доли экспериментирования, в
том числе:
1. Переформулирование
целей и задач НРУ ИФ с тем, чтобы постоянно увеличивать пользу результатов
рейтинга для целевых аудиторий.
2. Внесение
изменений и дополнений в методику формирования рейтингов.
3. Внесение
изменений в процедуру публикации и продвижения результатов рейтинга. Привязка публикации
результатов набора рейтингов к «академическому календарю».
«Академический календарь»:
(Учитывается
потенциальный интерес целевых аудиторий к результатам рейтингов, активность СМИ
в информировании этих аудиторий)
Июнь: начало вступительной кампании на 1 уровень
подготовки: Публикация и обсуждение результатов рейтингов Бренд Университета (Точнее
показатели коммуникации брендов университетов (некоммерческих образовательных,
исследовательских и подобных организаций)) и Образование.
Июль: набор на 2 уровень подготовки: Публикация и
обсуждение результатов рейтинга Исследования.
Сентябрь: знакомство студентов-первокурсников с
университетами, средой во всех проявлениях: Публикация и обсуждение результатов
рейтингов Социализация и Интернационализация.
Ноябрь - Декабрь: разгар учебного процесса, пик
публичной активности в сферах R&D
и инновационном предпринимательстве университетов: Публикуются и обсуждаются
результаты рейтингов «Инновации и Предпринимательство», «Бренд». Публикуются
результаты сводного рейтинга университетов НРУ2016.
(Оценку Бренда
(коммуникаций) целесообразно перевести на ежеполугодовой график, т.к. в этой
сфере происходят наиболее быстрые изменения, к тому же в понятие Бренда можно
вместить все сферы деятельности университета и сигнализировать студентам и
домохозяйствам о правильности выбора университета, направления подготовки и
исследований, программы, пунктира карьерной траектории и т.п.)
Цели:
• Встроить
НРУ в информационно-аналитические продукты ИФ.
• Увеличить
внимание к результатам всех аудиторий рейтингов университетов. При этом не
утерять наработанные многолетней историей выпуска НРУ связи с академическим
сообществом, органами управления университетами.
• Не
упуская из виду интересы всех целевых аудиторий рейтингов университетов,
уделить повышенное внимание важнейшей аудитории – потенциальным абитуриентам и
их семьям.
• Влиять
на выбор образовательных программ потенциальными абитуриентами и студентами, на
построение карьерных траекторий.
• Мотивировать
ведущие университеты страны активизироваться в Национальной Технологической Инициативе
(НТИ).
Задачи:
• Отказаться
от единой даты публикации результатов сводного рейтинга и частных рейтингов по
всем выделенным сферам деятельности университетов.
• Привязать
публикацию результатов частных рейтингов университетов к прогнозируемым
значимым событиям в академической жизни.
• Организовать
публикацию результатов сводного рейтинга университетов с завершением публикации
результатов частных рейтингов.
• Поиск
и проба новых подходов к оценке ценности некоммерческих брендов университетов.
• Проведение
экспериментальных замеров появляющихся новых параметров, на основании которых
можно оценивать деятельность университетов в принятых 6 сферах.
• Разработка
методов и средств оценки взаимного влияния университетов и рынков
высококвалифицированного труда, в т.ч. академического.
• Генерирование
множества частных рэнкингов, позволяющих дать аудиториям дополнительные оценки
деятельности университетов в различных сферах.
Оценки деятельности университетов и рейтинги
университетов Образование, Исследования, Социализация (Социальная среда),
Интернационализация, Предпринимательство и Инновации основаны преимущественно
на данных представленных университетами анкет. Если приглашенный к участию в
рейтинге университет не присылает в срок анкету, то необходимые данные
заимствуются из результатов последнего Мониторинга МОН, а также опубликованных
на веб-сайте университета материалов.
Университеты, находящиеся в стадии слияний,
рассматриваются в качестве единого целого.
Методика формирования сводного рейтинга:
#
|
Показатель
|
Вес,
%
|
Комментарии
|
Источники
|
1
|
Оценка деятельности университета в сфере «Образование»
|
20
|
В
основном оценивается процесс 1 уровня высшего образования
|
Результаты частного рейтинга НРУ2016 по параметру «Образование»
|
2
|
Оценка деятельности университета в сфере «Исследования»
|
20
|
Оценивается
процесс 2 и 3 уровней высшего образования; организация и результаты
исследовательского процесса
|
Результаты частного рейтинга НРУ2016 по параметру «Исследования»
|
3
|
Оценка деятельности университета в сфере «Социальная среда»
|
15
|
Оцениваются
процессы развития социальной среды университета, в том числе организация
дополнительного образования
|
Результаты частного рейтинга НРУ2016 по параметру «Социальная
среда»
|
4
|
Оценка деятельности университета в сфере «Интернационализация»
|
15
|
Оцениваются процессы развития международных связей университета
|
Результаты частного рейтинга НРУ2016 по параметру
«Интернационализация»
|
5
|
Оценка деятельности университета в сфере «Инновации и Предпринимательство»
|
15
|
Оценивается развитие технологического предпринимательства,
создания и развития экосистемы инноваций вокруг университетов
|
Результаты частного рейтинга НРУ2016 по параметру «Инновации и
Предпринимательство»
|
6
|
Оценка бренда университета
|
15
|
Оцениваются коммуникации бренда университета
|
Результаты частного рейтинга НРУ2016 по параметру «Бренд»
|
Планируемое время публикации результатов: ноябрь
2016 года.
Методика формирования
рейтинга «Бренд Университета»:
#
|
Показатель
|
Вес,
%
|
Комментарии
|
Источники
|
1
|
Б1. «Селекция элит» (академической, госуправления, бизнеса)
|
10
|
Критика отбора «элит госуправления»; бизнеса; академической.
Нормирование на примерную численность выпуска за 40 лет
|
СКАН
«Истории
успеха»
|
2
|
Б2. Коммуникации Университета с целевыми аудиториями, в том
числе международными
|
25
|
Линейная комбинация:
Рэнк сайта Университета Alexa Glob Rank
Рэнк сайта Университета в глобальном разделе Careere & Education SimWeb
(Конец 2015)
|
Alexa
SimWeb
|
3
|
Б3. Медиаактивность Университета в 2015 г.
|
25
|
Общий Spi
Университета в 2015 г.
|
СКАН
|
4
|
Б4. Восприятие исследований Университета международным
академическим сообществом
|
25
|
H Индекс Университета
|
Scopus
|
5
|
Б5. Восприятие исследований Университета русскоязычным
академическим сообществом
|
15
|
H Индекс Университета
|
Science Index / РИНЦ
|
|
Селекция элит – развитие методов и средств оценки деятельности
университетов в этой сфере
|
Экспериментальные
замеры
|
Истории успеха представителей Университета (НПР, студенты,
выпускники) в бизнесе, исследованиях, социальных проектах
|
СКАН
Соц. Медиа
|
|
Коммуникации Университета в Social Media
|
Экспериментальные
замеры
|
Пробные замеры
(Рейтинг по переходам на сайт университета через Social Media)
|
Brand Analytics
Другие
инструменты
|
|
Развитие коммуникационных инструментов Университета для
мобильных устройств
|
Экспериментальные замеры
|
|
|
Оценки брендов университетов не содержат данных
анкет, основаны на доступных и проверяемых данных.
Планируемое время публикации результатов: июнь 2016
г., ноябрь 2016 г.
Методика формирования
рейтинга университетов «Образование» (НРУ2016):
#
|
Показатель
|
Вес, %
|
Коммент
|
Источники
|
1
|
О1. Спектр реализуемых образовательных программ 1 уровня
массовой подготовки кадров высокой квалификации (Б и С)
|
20
|
Попытки связать реализацию ОП 1 уровня с запросами рынков труда.
Повышенный статус направлений подготовки по группам:
МЕН, ИДТТН, ЗОМН, СХСХН, ОПН
(Общ, Гум, ИК)
Интеграл по группам направлений и реализуемым ОП – прием
Интеграл по группам направлений и реализуемым ОП – обучающиеся
Интеграл по группам направлений и реализуемым ОП – выпуск
Нормирование на общую численность принятых, обучающихся,
выпуска.
|
Анкета л.6
Отчеты
СКАН
Обработка открытых данных (пока фрагментарных) о состоянии
рынков квалифицированного труда
|
2
|
О2. Качество абитуриентов
|
20
|
Линейная комбинация по группам направлений подготовки:
Средних баллов по предметам, причем обязательные предметы
засчитываются «по номиналу», выбираемые предметы (Физика, Химия, Биология,
ИнЯз, Мат+) засчитываются с 10% премией, но не выше 100 баллов
|
Анкета л.2
Отчеты
МонМОН (упрощенно):
Среднее (I1.1 I1.3)
Пересчет числа принятых: через I1.7,
I1.8 и раздел V
(допхарактеристики)
|
3
|
О3. НПР с учеными степенями
|
15
|
Доля НПР с учеными степенями от общей численности НПР
Университета (ЭПС)
|
Анкета л.9
Отчеты
МонМОН: I7.3
и раздел V 24 и 25 (допхарактеристики)
|
4
|
О4. Стоимость образовательных услуг вуза в 2015 г.
|
15
|
Доход от образовательной деятельности Университета на 1 студента
|
Анкета: 10.10
Отчеты
МонМОН: V.53
(МонМОН: включая ДОП, МагОП)
|
5
|
О5. Организация практики
|
15
|
Композитная оценка, базирующаяся на числе предприятий и
организаций, с которыми заключены соглашения о целевой подготовке и
организации практик
|
Анкета 13.7
Отчеты
МонМОН V.8, V.9
|
6
|
О6. Работа с школами и школьниками
|
15
|
Композитная оценка, базирующаяся на охвате школьников и школ,
числе участников олимпиад, принятых на 1 уровень подготовки олимпиоников
|
Анкета л.5 и л.6
Отчеты
|
|
Доступ студентов и НПР к библиотекам и цифровым информационным
ресурсам.
|
|
Информационный показатель.
Выделяется три множества с примерно равными возможностями.
«Уравниватель» sci-hub.io?
|
Киберленинка
|
|
Распределение «подшефных» школ и классов школ по регионам страны
и зарубежным странам
Новые профессии (прогноз) – новые образовательные программы
|
|
Информационный показатель.
Масштаб организации работы с школами
Возможно наделение статусами по территориальным признакам
|
|
Планируемое время публикации результатов: июнь 2016
г.
Методика формирования
рейтинга университетов «Исследования» НРУ2016:
#
|
Показатель
|
Вес, %
|
Коммент
|
Источники
|
1
|
И1. Спектр реализуемых вузом образовательных программ (ОП) 2 и 3
уровней подготовки исследовательских кадров высшей квалификации (магистров,
аспирантов, докторантов)
|
20
|
Попытки связать реализацию ОП 2 и 3 уровней с запросами рынка
академического труда, высокотехнологичного производства.
Повышенный статус направлений подготовки М по группам:
МЕН, ИДТТН, ЗОМН, СХСХН, ОПН
Интеграл по группам направлений и реализуемым ОП – прием
Интеграл по группам направлений и реализуемым ОП – обучающиеся
Интеграл по группам направлений и реализуемым ОП – выпуск
Нормирование на общую численность принятых, обучающихся,
выпуска; соответствующие числа реализуемых ОП М.
По ОП А и Д повышенный статус присваивается выпуску с защитой
диссертации (повышенный статус советам, имеющим право присвоения собственных
степеней)
|
Анкета
Отчеты
МонМОН (упрощенно)
Обработка открытых данных по структуре рынка академического
труда
СКАН
|
2
|
И2. Вклад вуза в формирование научно-образовательной элиты
страны.
|
10
|
Самокритика отнесения к научно-образовательной элите только
членов и членов-корреспондентов объединенной РАН и ректоров государственных
вузов.
Надо учитывать ученых с значительными академическими
достижениями
|
Обработка открытых данных
СКАН
|
3
|
И3. Суперкомпьютеры
|
10
|
Производительность.
Разработка новых оценок, основанных на анализе решаемых
супервычислительными мощностями университетов задач
|
Анкета
Сайт
www.supercomputers.ru
parallel.ru
www.top500.org
|
4
|
И4. Научная продуктивность авторов Университета по данным Scopus на конец 2015 г.
|
15
|
Статей, опубликованных в течение 2011 – 2015 гг., в пересчете на
среднюю за 5 лет численность НПР
|
Scopus, SciVal
|
5
|
И5. Цитируемость статей авторов Университета по данным Scopus на
конец 2015 г.
|
15
|
Цитат, полученных на статьи, опубликованные в течение 2011 –
2015 гг. в пересчете на одну статью
|
Scopus, SciVal
|
6
|
И6. Научная продуктивность авторов Университета по данным
SI/РИНЦ на конец 2015 г.
|
10
|
Статей, опубликованных в течение 2011 – 2015 гг., в пересчете на
среднюю за 5 лет численность НПР
|
RSCI / РИНЦ
|
7
|
И7. Цитируемость статей авторов Университета по данным SI\РИНЦ
на конец 2015 г.
|
10
|
Цитат, полученных на статьи, опубликованные в течение 2011 –
2015 гг., в пересчете на одну статью
|
RSCI / РИНЦ
|
8
|
И8. Финансирование НИОКР в 2015 году
|
10
|
Доля затрат на НИОКР в общем бюджете Университета в 2015 году
|
Анкета 10.6
Отчеты
МонМОН: I2.8
«Удельный вес доходов от НИОКР в общих доходах образовательной организации»
|
|
Оценка исследовательской активности университетов в выделенных
отраслях знаний
|
|
Экспериментальные замеры
|
|
|
Оценка исследовательской активности университетов по
данным систем Open Access
|
|
Экспериментальные замеры
|
|
|
Оценка уровня развития академических коммуникаций по данным
академических сетей
|
|
Экспериментальные замеры
|
|
Планируемая публикация результатов: Июль 2016
Методика формирования
рейтинга университетов «Социализация» («Социальная среда») НРУ2016:
#
|
Показатель
|
Вес, %
|
Коммент
|
Источники
|
1
|
С1. Средняя зарплата НПР Университета
|
20
|
Доля средней зарплаты научно-педагогического работника
Университета от среднего уровня зарплат по региону расположения вуза в 2015
г.
|
Анкета: 13.3
(Росстат)
МонМОН: I4.3
«Отношение средней заработной платы НПР в образовательной организации (из
всех источников) к средней заработной плате по экономике региона»
|
2
|
С2. Непрерывное образование (LLL)
|
20
|
Доля доходов от услуг допобразования в общем бюджете
Университета в 2015 г.
Число слушателей, получивших дополнительное образование в 2015
г.
|
Анкета: 8.1
Отчеты
МонМОН: V.6
|
3
|
С3. Социальная помощь студентам
|
20
|
Доля общей численности студентов, которым оказывается социальная
помощь (очная форма)
|
Анкета: 13.2
Отчеты
|
4
|
С4. Участие Университета в разработке и реализации программ
социально-экономического развития страны, региона, города
|
20
|
Качественный параметр: участие представителей У в разработке
программ, вхождение в экспертные советы и общественные советы органов
управления (федеральных, региональных, городских). (Период времени: 5 лет
(2011 - 2015)).
Количественный параметр: выигранные конкурсы по работам в рамках
госзакупок
|
Анкета
Отчеты
СКАН
СПАРК
|
5
|
С5. Развитие социальной сферы Университета (социальные
программы)
|
20
|
Доля затрат Университета на социальные программы в 2015 г.
|
Анкета: 10.5
Отчеты
МонМОН - ?
|
|
Оценка активности университетов в организации внеучебной жизни
студентов
|
|
Экспериментальные замеры
|
СКАН
|
|
Оценка социальной среды по отзывам в социальных медиа
|
|
Экспериментальные замеры
|
Brand Analytics
|
Планируемое время публикации результатов: Сентябрь
2016
Методика формирования
рейтинга университетов «Интернационализация» НРУ2016:
#
|
Показатель
|
Вес, %
|
Коммент
|
Источники
|
1
|
М1. Иностранные граждане в контингенте обучающихся в вузе
(2015/16 учебный год).
|
25
|
Иностранные
граждане (дальнее и ближнее зарубежье), обучающиеся на полных программах Б,
С, М, А, а также иностранные граждане, обучающиеся по программам обмена
(длительность не менее 1 семестра/триместра)
|
Анкета: 11.1
Отчеты
МонМОН: I3.1,
I3.2
|
2
|
М2. Международное сотрудничество Университета в 2015 г.
|
20
|
Линейная комбинация:
Число зарубежных университетов и исследовательских организаций,
с которыми заключены соглашения о сотрудничестве (долговременная
составляющая).
Число международных конференций в 2015 г. И доля участников этих
конференций от общей численности НПР + А +(М).
Разрабатывается процедура присуждения статусов конференциям
(международным и национальным), соглашениям о сотрудничестве (статусы
университетов)
|
Анкета: 11.2, 12.6
Отчеты
МонМОН
kon-ferenc.ru
konferencii.ru
|
3
|
М3. Глобальные коммуникации Университета
|
20
|
Линейная комбинация:
Alexa GlobRank
сайта У на конец 2015 г.
Klout официального Твитер-акаунта Университета
|
Alexa
Klout
|
4
|
М4. Научно-исследовательское сотрудничество Университета с
зарубежными университетами и исследовательскими организациями
|
20
|
Накопленным итогом:
Число зарубежных партнеров (университетов, исследовательских
организаций, компаний) Университета в научных публикациях
|
Scopus
|
5
|
М5. Образовательные программы (курсы) на иностранных языках
|
15
|
Данные анкет и веб-сайтов вузов.
Возможно присвоение статусов
|
Анкета: 11.16, 11.17
Отчеты
|
|
Иностранные и инорегиональные граждане на входе в Университет,
на выходе.
Абитуриенты других стран и регионов
|
|
Пробные замеры
Возможность применения в оценке М
|
Анкета 3.3 – 3.5
|
|
Активность университетов в разработке MOOC
на различных языках, аудитории MOOC
|
|
Экспериментальные замеры
|
Данные образовательных платформ
|
|
Активность университетов в реализации совместных с ведущими
университетами мира образовательных программ
|
|
Экспериментальные замеры
|
|
|
Иноязычные аудитории веб-сайтов университетов и аккаунтов
социальных медиа
|
|
Экспериментальные замеры
|
|
|
Участие НПР университета в международных конференциях
|
|
Экспериментальные замеры
|
Введение процедур присвоения статусов конференциям
|
Планируемое время публикации результатов: Сентябрь
2016
Методика формирования
рейтинга университетов «Инновации и Предпринимательство» НРУ2016:
#
|
Показатель
|
Вес, %
|
Коммент
|
Источники
|
1
|
П1.
Технологическое (инновационное) предпринимательство в Университете
|
10
|
Spi Университета
в сферах Технологическое (Инновационное) Предпринимательство, развитие
Предпринимательства.
2015
г.
|
СКАН
(возможно
Brand
Analytics)
|
2
|
П2.
Портфель патентов Университета
|
25
|
Число
патентов (национальных и международных), поддерживаемых Университетом на
конец 2015 г.
|
Анкета:
14.2, 14.3
Отчеты
Роспатент
Scopus
СПАРК
Мон
МОН: 3.2.5, 3.2.6 в отчетах
|
3
|
П3.
Сотрудничество Университета с высокотехнологичными компаниями
|
15
|
Участие
У в разработке технологических платформ, в ПИР высокотехнологичных компаний.
Число
соглашений
|
Анкета
14.14 – 14.18
Отчеты
МонМОН
- ?
|
4
|
П5.
МИП Университета, Инновационная инфраструктура Университета
|
15
|
Линейная
комбинация:
Доля
НПР У, занятых в деятельности объектов инноинфраструктуры (в т.ч. МИП), от
общей численности НПР.
Доля
обучающихся в У, занятых в деятельности объектов инновационной
инфраструктуры, от общей численности обучающихся.
Число
учрежденных Университетом МИП.
(Генерирование
рабочих мест и результативность деятельности МИП – пока отражаются слабо)
|
Анкета:
14.10, 14.6 – 14.10
Мон
МОН: V.16
СПАРК
Стартап-активность
- ?
|
5
|
П6.
НИОКР Университета
|
15
|
Объем
НИОКР без привлечения бюджетных средств в общем бюджете вуза в 2015.
Нормировка на численность НПР
|
Анкета:
10.6
Отчеты
МонМОН:
I2.10
|
6
|
П7.
Базовые кафедры Университета
|
20
|
Линейная
комбинация:
Доля
НПР (в т.ч. внешних совместителей), занятых на БК, от общей численности НПР.
Доля
студентов (все программы 1, 2, 3 уровней кроме ДОП), занятых на БК, от общей
численности обучающихся по этим программам.
Число
организованных базовых кафедр
|
Анкета:
14.13
Отчеты
МонМОН
|
|
Закупки
инновационной продукции компаниями с госучастием
|
|
Организация
пробных замеров
|
Сайты
компаний
СПАРК-Маркетинг
|
|
Истории
успеха представителей университетов в технологическом предпринимательстве
|
|
Экспериментальные замеры
|
СКАН
|
|
Участие
Университета в НТИ, возможно других программах технологического развития
Участие
Университета в НТИ: в т.ч. в рамках развития прогнозируемых рынков
|
|
Пробные
замеры
|
СКАН
Отчеты
РВК и АСИ
|
|
Технологическое
предпринимательство в Университете – репутационная оценка
|
|
Результаты
опросов академического сообщества; обучающихся по программам М и А;
представителей высокотехнологичных компаний
|
СПАРК
РИНЦ
Прямые
контакты
Соц.
Медиа
|
|
Технологическое
предпринимательство: образовательные программы
|
|
Реализуемые
вузом образовательные программы (основного и дополнительного образования) в
сфере предпринимательства.
Трудности
с выделением именно таких программ. Организация процедуры оценки программ
развития Предпринимательства. Оценка вклада программ MBA (?)
|
Анализ
накопленных данных
Сравнение
с зарубежными процедурами оценки (Princeton Review, Eduniversal? Kauffman)
|
Планируемое время публикации результатов: Ноябрь
2016