Ru  

Eng  
  Поиск     |     Календарь событий     |     Обратная связь    


 


 Национальный рейтинг университетов
 
 Методика
 
 Общие и частные рейтинги
 Общий рейтинг
 Образование
 Исследования
 Социализация
 Интернационализация
 Бренд
 Инновации
 
 АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ
 
 ПАРТНЕРЫ
 
 Архив частных рейтингов
 
 Обсерватория образования и науки
 Рейтинги вузов: зарубежный опыт
 Российский опыт составления рейтингов вузов
 Полезные ссылки
 
 Аналитика: статьи, обзоры
 Отставки и назначения
 Рейтинг университетов: комментарии, статьи, обзоры
 
 Карта сайта
 




ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ 
ФИО*
Контактный телефон или email*
Текст вашего сообщения*
 Введите код, указанный на картинке*
  СВОДНЫЙ РЕЙТИНГ     РЕЙТИНГ ПО РЕГИОНАМ     РЕЙТИНГ ПО КАТЕГОРИЯМ  
  Главная страница

 
Ректор Университета ИТМО Владимир Васильев — о роли высшего образования в реализации стратегии научно-технологического развития России



В декабре 2016 года президент Владимир Путин утвердил стратегию научно-технологического развития России до 2035 года. Стратегия коренным образом меняет ландшафт и задает новые рамки развития науки и технологий: если ранее перспективы развития определялись по отраслевому принципу, то теперь приоритетными становятся те направления, которые способны ответить на стоящие перед нами «большие вызовы» — такие, как исчерпание возможностей экономического роста за счет эксплуатации сырьевых ресурсов на фоне формирования цифровой экономики, возрастание антропогенных нагрузок на окружающую среду, социальные и медицинские вопросы, связанные со старением населения, и др.

Государственная программа «Научно-технологическое развитие РФ», разработать которую президент поручил 17 января 2017 года, должна обеспечить реализацию этой стратегии, отвечая на те «большие вызовы» и те приоритеты, которые в ней обозначены. Исходя из этого будут переформатированы все программы, которые разрабатываются Министерством образования и науки и другими министерствами и организациями органов исполнительной власти, включая институты РАН. В свою очередь, научно-образовательным учреждениям следует активно подключаться к решению упомянутых глобальных проблем и строить свою деятельность в соответствии с новыми приоритетами развития науки и технологий.

В этой связи я бы выделил три важных тренда, которые наметились в 2016-м и, безусловно, получат развитие в 2017 году.

Во-первых, заработала Национальная технологическая инициатива. НТИ четко определяет рынки будущего — те рынки, объем которых в ближайшие годы вырастет до сотен миллиардов долларов. Это NeuroNet (нейротехнологии), HealthNet (персонализированная медицина), AutoNet и AeroNet (беспилотные автомобили и летательные аппараты), EnergyNet («умная» энергетика), MariNet (морские интеллектуальные системы) и SafeNet (системы безопасности).

Сейчас стоит задача выделить те сегменты глобального рынка, где Россия может занять серьезные позиции, и определить конкретные проекты, способные обеспечить ей лидерство. Университетам крайне важно включаться в этот процесс. Это требует точных прогнозов и работы на опережение. Мы уже сейчас должны начинать подготовку специалистов тех профессий, которых сегодня еще не существует, но они будут играть значимую роль в обозримом будущем: это техноброкеры, трендвотчеры, координаторы производств в распределенных сообществах и многие другие. Вузам нужно очень оперативно отслеживать изменения в экономике, в технологиях, в окружающей среде и разрабатывать соответствующие образовательные программы. Многие российские университеты уже пошли по этому пути.

Во-вторых, на национальном уровне стала формироваться совершенно новая система обучения одаренных детей. В полную силу заработал проект «Сириус», последние методические наработки будут распространяться по субъектам Федерации, и учреждения высшего образования будут в этом активно участвовать.

В-третьих, несмотря на действующие в отношении России санкции, высшая школа является одним из тех немногих инструментов, благодаря которым наша страна остается участником глобальных процессов — в частности, по подготовке кадров. В 2016 году взаимодействие российских вузов с зарубежными коллегами не просто не уменьшилось, а в некоторых направлениях и серьезно расширилось.

Вузы играют важнейшую роль в решении внутрироссийских задач — я имею в виду прежде всего преодоление экономического кризиса и поставленную президентом России цель по увеличению ВВП на 4–5% к 2020 году. То, насколько успешно мы справимся с этой задачей, зависит, безусловно, от человеческого капитала, от качества подготовки кадров. Сейчас борьба во всем мире идет в первую очередь за людей — за одаренных ученых, преподавателей, абитуриентов и так далее. И здесь мы не должны упустить свой шанс.

Я говорю не о том, чтобы удерживать молодых педагогов, аспирантов, научных сотрудников от работы за рубежом, нам нужно создавать те условия, в которых они смогут реализовать свой потенциал здесь, и привлекать ведущих специалистов из других стран, в том числе наших соотечественников, которые уехали в 90-х или нулевых годах. Ведущие российские университеты должны стать центром притяжения и циркуляции талантов на глобальном рынке.

Вопрос человеческого капитала стоит особенно остро в сфере информационных технологий. Уже сегодня доходы российской IT-индустрии впечатляют; по разным оценкам, объем экспорта в этой отрасли составляет от $7 млрд до $8 млрд. Сейчас IT проникает практически во все отрасли экономики, социальной сферы. Единственный способ удовлетворить кадровые потребности индустрии я вижу в расширении круга участников данного процесса. Нам нужно не только создавать дополнительные бюджетные места в вузах, обучающих соответствующим специальностям, но и развивать качественные программы переподготовки, дополнительного профессионального образования. Тем самым мы сможем увеличить число людей, занятых в сегменте IT, и обеспечить дальнейший рост доходов в данной отрасли.

Наконец, еще одной важной задачей, стоящей перед российскими университетами в 2017 году, является дальнейшее их становление в качестве центров инновационного развития своего региона. Я имею в виду не только подготовку кадров, но и формирование инновационной экосистемы: бизнес-инкубаторов, акселераторов, венчурных фондов и других элементов инновационной инфраструктуры. Крайне важно стимулировать создание на базе университетов высокотехнологичных предприятий. Это поможет поднять экономическую и налоговую базу соответствующих субъектов Федерации. Безусловно, это потребует определенной реструктуризации, вовлечения в систему управления вузом и в образовательный процесс все более широкого круга участников — от школьников до взрослых людей, которые проходят переподготовку, представителей бизнеса и общественных объединений.

Но если российские университеты смогут стать по-настоящему открытыми площадками, распахнуть свои двери обществу и бизнесу, то развитие и университета, и региона, и страны будет идти более высокими темпами. На мой взгляд, это единственный инструмент, который позволит нашей стране достичь целевых экономических показателей на ближайшие годы, к которым она стремится. Появления иных механизмов, масштабных инвестиций от западных партнеров в ближайшее время ожидать не приходится. Единственное, на что мы можем рассчитывать, — это качество человеческого капитала, и именно высшая школа за него в ответе.

 

Справка:

Владимир Николаевич Васильев (род. 1 апреля 1951 года в Ставрополе) — российский учёный, научный деятель, профессор и ректор Университета ИТМО (с 1996 года). Председатель Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга (с 2004 года), член-корреспондент Российской академии образования (с 2008 года), член-корреспондент Российской академии наук (с 2011 года). С 6 августа 2012 года — член экспертного совета при Правительстве Российской Федерации. Почётный гражданин Санкт-Петербурга с 2013 года.

Окончил в 1974 году Ленинградский Политехнический институт им. М. И. Калинина (ЛПИ) по специальности «Теплофизика». До 1978 обучался в аспирантуре ЛПИ, а в 1980 защитил кандидатскую диссертацию по специальности «Теплофизика и молекулярная физика».

С 1978 по 1983 работал в Ставропольском политехническом институте, занимал должности сначала старшего научного сотрудника, потом ассистента и доцента.
С 1983 года Васильев работает в Ленинградском институте точной механики и оптики (ЛИТМО). В 1989 году защитил докторскую диссертацию по специальностям «Оптические приборы» и «Теплофизика и молекулярная физика».

В 1990 Васильеву присуждена учёная степень доктора технических наук. В 1991 он основал и возглавил кафедру компьютерных технологических систем (КТС) (в 1992 переименованную в кафедру компьютерных технологий (КТ)), а в 1992 получил учёное звание профессора по кафедре КТС. В 1993 Васильева назначили первым проректором.

Под его руководством в 1994 году создаются основы федеральной университетской компьютерной сети RUNNet. Совместно с рядом российских университетов, сотрудники кафедры КТ во главе с научным руководителем Васильевым, на базе Вузтелекомцентра — республиканского научного центра компьютерных телекоммуникационных сетей высшей школы — организовали спутниковую связь с крупнейшим европейским академическим сервис-провайдером — сетью NORDUnet. Под руководством Васильева были разработаны и внедрены новые системы управления и сопровождения спутниковой связи, передачи данных локальными и глобальными сетями, в том числе первая отечественная межгородская АТМ-система на линии Москва-Санкт-Петербург. За создание сети в 2000 году коллектив авторов вместе с Васильевым были удостоены премии Правительства Российской Федерации в области образования.

В декабре 1995 года Конференцией трудового коллектива университета Васильев был избран ректором ИТМО сроком на 5 лет и переизбирался в 2001, 2006, 2011 и в 2016 годах.

Источники: izvestia.ru, wikipedia.org

 

   
   
   
Copyright © 2017 Национальный рейтинг университетов       |       Контакты разработка: web.finmarket

Rambler Top100